Государственный кредит

Государственные займы.

Правительство может истратить больше денег, чем было собрано налогов. Одним из источников получения дополнительных денег являются государственные займы. В последние десятилетия финансовые правительственные займы широко вошли в практику

Государственные займы как источник формирования финансовых ресурсов государства

Государственные займы — это второй после доходов источник формирования финансовых ресурсов бюджета любого уровня. Следует различать средства, полученные государством на кредитной основе, от его доходов.

Государственные займы на внутреннем рынке

Согласно ст. 98 Б К РФ в объем государственного внутреннего долга включаются: • основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам; • объем основного долга по кредитам, полученным РФ; • объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

Классификация государственных займов

Государственный или муниципальный заем (заимствование) — это передача во временную собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств

Особенности кредитования

Сущность абсолютно идентична стандартному кредиту, хоть и есть важные особенности:

  1. Государство не обязано указывать причину, по которой требуется заключение кредитного соглашения.
  2. Основной целью кредитования является восполнение дефицита бюджета.
  3. Управление денежным обязательством осуществляется правительственным органом.
  4. Заем обеспечивается всем имуществом, принадлежащим государству.
  5. Доходы от данной формы кредитования занимают вторую строчку после налогов для финансирования экономической, социальной и политической деятельности страны.

Предоставление заемных средств осуществляется на добровольной основе.

Какие функции выполняет государственный кредит?

Основные функции:

  1. Перераспределение финансов с учетом текущих потребностей экономики.
  2. Регулирование денежного потока и процентных ставок внутри страны за счет большого объема сделок.
  3. Контроль государственного бюджета, который осуществляется представителями власти.

Государственный кредит является важной частью экономики страны, без которой невозможно быстрое и стабильное экономическое развитие. При этом сумма государственного долга является показателем не слабой экономики, а высокого кредитного рейтинга страны.

Основные виды

Ключевые формы кредитования:

  1. Централизованные займы подразумевают выпуск ценных бумаг (облигации) федеральным государственным органом.
  2. Децентрализованные находятся в руководстве местных органов самоуправления и муниципалитетов.

По географическому признаку выделяются:

  • внешние кредиты (займы у иностранных государств);
  • внутренние (реализация ценных бумаг в пределах страны).

Дополнительно выделяются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты.

Условия получения

Важнейшими параметрами предоставления заемных средств являются:

  1. Длительность — один из основных пунктов. Определяется исходя из суммы, экономических возможностей заемщика и других факторов. В среднем составляет 5-10 лет.
  2. Обязательства сторон прописываются в рамках обоюдной договоренности.
  3. Размер и периодичность внесения платежей. При наличии штрафных санкций информация тоже прописывается в договоре.
  4. Процентная ставка устанавливается на определенном уровне и не меняется в течение действия соглашения.

В целом суть не отличается от стандартного понятия «кредит». Основное отличие в масштабах.

Необходимость и сущность государственного кредита в современной экономике

Государственный кредит — это одна из форм привлечения государством денежных ресурсов для выполнения своих функций.

Государственный кредит — это часть системы государственных финансов. Так как государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денежных ресурсов, а объем налогов и других доходов в системе государственного бюджета ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах — в форме государственного кредита: внутреннего и внешнего (рис. 1).

Рис. 1. Система источников государственных финансов

Современное государство одновременно является и должником и кредитором.

Являясь мощным экономическим агентом, располагающим огромными средствами, государство одновременно и берет взаймы и дает взаймы другим государствам и заемщикам в иностранных государствах (юридическим и физическим лицам), т. е. выступает в роли заемщика и кредитора. В реальной жизни государство чаще всего − заемщик. Кроме того, государство выступает как гарант возврата займов экономическими субъектами, в деятельности которых государство заинтересовано.

Государственный кредит — это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса. Государственный долг и государственный кредит — следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных государств (рис. 2).

Необходимость государственного кредита заложена объективно в возможности несбалансированности доходов и расходов государства (дефицит госбюджета), которая покрывается привлечением заемных средств.

Инфляция и государственный долг — два пути погашения дефицита государственного бюджета.

Рис. 2. Финансовые методы погашения дефицита госбюджета

Небольшой дефицит госбюджета — встроенный стимул экономического роста в рыночной экономике.

Закономерен вопрос: а нужно ли вообще финансировать дефицит госбюджета? Ведь в небольших размерах дефицит бюджета стимулирует экономическую деятельность и рост национального хозяйства (кейнсианская модель экономики). Но бюджетный дефицит полезен лишь в малых, гомеопатических дозах. В остальных случаях (при стойкой тенденции к его росту) необходимо его регулировать. Выпуск денег в обращение всегда инфляционен. Если он не соответствует реальному росту воспроизводства, то государственные займы становятся основным регулятором дефицита госбюджета.

Государственный внутренний долг возникает в виде займов государства у частных лиц (граждан) и у юридических лиц (предприятий и организаций).

Основной регулятор дефицита госбюджета — государственные займы (внутренние и внешние).

Понятие и формы государственного кредита

Государственный кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить:

  • краткосрочный характер (до 1 года);
  • среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);
  • долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).

Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге РФ»);

по праву эмиссии они делятся на:

  • выпускаемые центральным правительством;
  • выпускаемые правительствами национально-госу-дарственных- и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;

по признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:

  • только среди населения;
  • только среди юридических лиц;
  • как среди юридических лиц, так и среди населения;

по форме выплаты доходов займы могут делиться на:

  • процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
  • выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
  • беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

по методам размещения делятся на:

  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки — вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Что такое муниципальный кредит?

Муниципальный кредит представляет собой денежные отношения, где кредитором или должником является муниципальное образование.

При этом второй стороной могут быть:

  • физические лица,
  • юридические лица,
  • государственные и муниципальные органы другого уровня,
  • международные организации,
  • иностранные государства.

По основным своим особенностям и функциям муниципальный кредит схож с государственным.

Значение государственного и муниципального кредита

Государственный и муниципальный кредит могут помочь покрыть дефицит бюджета, уменьшить уровень инфляции, оказать поддержку малому и среднему бизнесу и, как следствие, повысить занятость населения. Кроме того, благодаря данному виду финансирования появляется возможность регулировать микро- и макроэкономические процессы, а также влиять на социальную и кредитно-денежную политику.

Условия, этапы и методы кредитования

Под условиями кредитования понимаются своего рода требования, которые предъявляются к базовым элементам кредитования — субъектам, объектам и обеспечению кредита.

Совокупность условий, предъявляемых к субъекту, означает, что:

  • банк не может кредитовать любого клиента, банк вступает в кредитные отношения с заемщиком на базе оценки его кредитоспособности, ликвидности его баланса;
  • кредитование должно выражать интересы обеих сторон кредитной сделки
  • соблюдение принципов кредитования — целевой характер, срочность и обеспеченность кредита;
  • кредитование производится на платной основе;
  • условием кредитования является заключение кредитного соглашения между банком и заемщиком — условием кредитования является планирование взаимоотношений сторон.

Совокупность условий, предъявляемых к объекту, означает, что:

  • объектом кредитования не может быть всякая потребность заемщика, а только та, которая связана с его временными платежными затруднениями, вызвана необходимостью развития производства и обращения продукта;
  • при оценке объекта должна быть учтена степень риска кредитной сделки.

Условия обеспечения кредита включают следующее:

  • обеспечение, как базовый элемент системы кредитования, должно быть качественным и полным;
  • современная система кредитования базируется на возможности реализации принципов залогового права, наличия различных типов гарантий и поручительства третьих сторон.

При всем многообразии объектов и субъектов кредитования, различных видов ссуд, предоставляемых юридическим и физическим лицам, система кредитования представляет собой единую схему, включающую:

  1. Методы кредитования и формы ссудных счетов.
  2. Кредитную документацию, представляемую банку.
  3. Процедуру по выдаче кредита.
  4. Порядок погашения ссуды.
  5. Контроль в процессе кредитования.

Представленные элементы организационно-экономической схемы по существу выражают технологию кредитного процесса. Его этапы показывают последовательность выполнения определенных обязательных процедур (рис. 7.2).

Переговоры о кредите начинаются задолго до принятия конкретного решения. Предложение о выдаче кредита может исходить как от банка, так и от клиента. Для развитых рыночных отношений более типичной является ситуация, когда банк ищет клиента, предлагает ему свой продукт.

Этап рассмотрения конкретного проекта. Неустойчивость экономической ситуации, инфляция требуют от российских банков особой осторожности и опыта оценки кредитоспособности клиента, объекта кредитования и надежности обеспечения, качества залога и гарантий.

В этом случае реализуется так называемое правило «четырех глаз», когда кредитный проект проходит через фильтр двух людей, не находящихся во взаимном подчинении.

Этап оформления кредитной документации. Работники банка оформляют кредитный договор, выписывают распоряжения по банку о выдаче кредита, заводят специальное досье на клиента-заемщика (кредитное дело).

На третьем этапе — этапе использования кредита — осуществляется контроль за кредитными операциями: соблюдением лимита кредитования (кредитной линии), целевым использованием кредита, уплатой ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата ссуд. На данном этапе не прекращается работа по оперативному и традиционному анализу кредитоспособности и финансовых результатов работы клиента, при необходимости проводятся встречи, переговоры с клиентом, уточняются условия и сроки кредитования.

Метод кредитования можно определить как совокупность приемов, с помощью которых банки осуществляют выдачу и погашение кредитов.

Таких методов три:

  • метод кредитования по обороту;
  • метод кредитования по остатку;
  • оборотно-сальдовый метод.

При кредитовании по обороту кредит следует за движением, оборотом объекта кредитования. Размер ссуды возрастает по мере увеличения объективной потребности в ссуде и погашается по мере снижения этой потребности.

При кредитовании по остатку кредит взаимосвязан с остатком товарно-материальных ценностей и затрат, вызвавших потребность в ссуде.

Оборотно-сальдовый метод сочетает кредитование по обороту и по остатку. На первой стадии кредит выдается по мере возникновения в нем потребности, а на второй стадии погашается в строго определенные сроки, которые могут не совпадать с объемом высвобождающихся ресурсов.

Организационно движение кредита (его выдача и погашение) отражается на ссудных счетах клиента, которые открывает ему банк.

Ссудный счет — это такой счет, на котором отражается долг (задолженность) клиента банку по полученным кредитам, выдача и погашение ссуд.

Для всех ссудных счетов характерна их общая конструкция: выдача кредита проходит по их дебету, погашение — по кредиту, задолженность клиента банку всегда по левой, дебетовой стороне ссудного счета (рис. 7.3).

Особенность современной практики кредитования в организационном отношении состоит в том, что она строится не по единому шаблону, а на многовариантной основе. Клиент банка сам выбирает, какая из форм кредитования ему больше подходит, какой ссудный счет ему целесообразнее открыть, какой режим выдачи и погашения ссуд при этом полезнее установить.

Понятие, состав и управление государственным (муниципальным) долгом

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный (муниципальный) долг – это долговое обязательство Российской Федерации (субъекта федерации и органов местного самоуправления) перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Государственный долг подразделяется:

– по объему долга: капитальный и текущий.

Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам.

Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

– в зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами страны.

Внутренние займы выпускаются в национальной валюте;

– в зависимости от уровня субъекта: различают общегосударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг.

Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами:

  • размещением долговых ценных бумаг
  • получением кредитов в специализированных финансово-кредитных институтах.

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) — это форма существования государственного внутреннего долга в виде долговых ценных бумаг, эмитентом которых выступает государство.

Выпуск в обращение ГЦБ может использоваться для решения следующих основных задач:

  • финансирования дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без дополнительного выпуска денег в обращение;
  • финансирования целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения
  • регулирования экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на экономический рост, платежный баланс.

ГЦБ имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми корпоративными ценными бумагами:

  • самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему;
  • наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.

Основные виды ГЦБ в России приведены в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Виды государственных ценных бумаг
Эмитент Срок обращения
краткосрочные среднесрочные долгосрочные
Федеральные органы государственной власти Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) Облигации федерального займа (ОФЗ) Государственные долгосрочные облигации (ГДО)
Казначейские обязательства (КО) Облигации внутреннего валютного займа
Муниципальные органы власти Муниципальные краткосрочные бескупонные облигации (МКО) Муниципальные среднесрочные облигации (МСО)
Муниципальные векселя Муниципальные жилищные сертификаты

Государственный долг Российской Федерации не может превышать срок 30 лет и выступает в различных формах:

  • кредитов, полученных Правительством Российской Федерации
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации;
  • гарантий Правительства Российской Федерации, в том числе в форме договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией;
  • соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Муниципальный долг – это совокупность долговых обязательств муниципального образования сроком не более 10 лет в форме:

  • кредитных соглашений и договоров, заключенных муниципальным образованием;
  • займов муниципального образования (муниципальных займов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования;
  • договоров о предоставлении муниципальных гарантий, договоров поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами.

Российские долговые обязательства можно объединить в 4 группы.

Первая группа — перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства взаймы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в государственных структурах. Такую задолженность регулирует Парижский клуб, который состоит из официальных представителей основных странкредиторов.

Вторая группа — кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, объединяющий банкиров — кредиторов на неофициальной основе.

Третья группа — задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг.

Четвертая группа — долги международным валютно-финансовым организациям (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития).

Всемирным Банком сформированы критические показатели внешней задолженности:

  • ВВП на душу населения — 785 долл. в год на человека
  • отношение долга к ВВП — не более 50 %;
  • отношение суммы долга к размерам экспорта — не более 275%;
  • отношение сумм обслуживания долга к экспорту — не выше 20%.

Российской Федерацией сформированы предельные объемы государственных внешних заимствований:

  • государственные внешние заимствования Российской Федерации не должны превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.
  • предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Под управлением государственным и муниципальным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств.

К основным методам управления государственным долгом относятся следующие:

  • рефинансирование — это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов на тех же условиях. Рефинансирование осуществляется тремя способами:
    • заменой обязательств по сумме эквивалентным погашаемым;
    • заменой на обязательства с более длительным сроком;
    • размещением новых обязательств за счет средств погашения старых обязательств на иных условиях;
  • консолидация — это увеличение срока действия уже выпущенных займов;
  • унификация — это объединение нескольких займов в один.
  • отсрочка — это перенос срока погашения займа или всех ранее выпущенных займов;
  • конверсия – изменение доходности займа, то есть повышение или понижение доходности;
  • выкуп – оплата долгов раньше срока погашения;
  • аннулирование – это отказ государства от выполнения долговых обязательств;
  • реструктуризация — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.

Эти формы управления государственным долгом относятся и к внутреннему, и к внешнему долгу.

Управление внешним долгом имеет свою специфику, оно осуществляется на следующих стадиях:

  • привлечения внешних займов;
  • использования внешнего долга;
  • погашения внешнего долга.

Управление на стадии привлечения займов осуществляется посредством установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий.

Управление на стадии использования внешнего долга осуществляется в трех формах:

  • финансовое размещение — финансирование инвестиционных проектов и развития экономики — это самый эффективный способ размещения внешнего долга;
  • бюджетное использование — финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживания внешнего долга;
  • смешанное бюджетно-финансовое размещение.

Управление на стадии погашения внешнего долга предусматривает ис-пользование различных источников его погашения: бюджетных средств; золото-валютных резервов; выпуск новых заимствовании; конвертация задолженности в корпоративные ценные бумаги.

Обслуживание государственного долга производится Центральным банком РФ, контроль за состоянием государственного внутреннего долга РФ осуществляет Парламент.

Внутренний государственный кредит

Государственные займы как формы государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, организаций и предприятий, привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и процент. Нарицательная стоимость (номинальная цена) облигации, устанавливаемая государством, выражает денежную сумму, предоставляемую держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения, и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента, поскольку облигации продаются по курсовой цене, отклоняющейся от нарицательной стоимости. Отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов (величины номинального процента по облигации, насыщенности рынка ценными бумагами, доверия населения правительству и др.).

Казначейские обязательства, в отличие от облигаций, подлежат реализации только среди населения. Средства от их реализации государство направляет только на пополнение бюджета.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которого опосредствуется системой сберегательных учреждений — обращение части вкладов населения в государственные займы. Такое обращение осуществляется через покупку особых ценных бумаг (в частности, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также путем оформления безоблигационных займов (путем подписания соглашений — договоров или выдачи особых свидетельств).

Заимствование средств общегосударственного ссудного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма кредита была распространена в советский период и в определенной мере (до 1995 г.) — в реформируемый период.

Казначейские ссуды (бюджетные кредиты) как форма государственного кредита выражают отношение оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. Бюджетные кредиты, в отличие от банковских кредитов, выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений хозяйственных организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Они не имеют коммерческой цели, являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

В тех случаях, когда правительство гарантирует безусловное погашение займа, выпущенного местными органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему, речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах. По гарантированным займам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

Внешний (международный) государственный кредит

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.

Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме, выпускаются они в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов осуществляется по соглашению сторон товарными поставками или валютой.

Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др.

Деятельность Российской Федерации как кредитора и гаранта на международной арене крайне ограничена в связи с неблагоприятным финансово-экономическим положением страны.

Источники

  • https://studref.com/357094/finansy/formy_gosudarstvennogo_kredita_klassifikatsiya_gosudarstvennyh_zaymov
  • https://www.Sravni.ru/enciklopediya/info/gosudarstvennyj-kredit/
  • http://www.grandars.ru/student/finansy/gosudarstvennyy-kredit.html
  • https://zen.yandex.ru/media/kak_finance/chto-takoe-gosudarstvennyi-i-municipalnyi-kredit-5a7d3cb91aa80c5c505f90ad
  • http://be5.biz/ekonomika/f021/7.html
  • https://gekoms.org/2012/12/02/note-19/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: